Януш Корчак — много ли изменилось за 100 лет?

ljubimye_detiОтвечая на письма моих клиентов, я очень часто вспоминаю слова великого польского педагога и писателя Януша Корчака. Как бы донести их смысл до многих родителей, которые продолжают делать одни и те же ошибки?

Не смотря на то, что эти слова были  написаны почти 100 лет назад, уверена, что и Вас сегодня они  не оставят равнодушными.

Ниже я выбрала некоторые фразы из его книги «Как любить ребенка». Цитаты выборочные.

«…Всякий раз, когда он не слушается, у меня про запас есть сила. Я говорю: «Не уходи, не тронь, подвинься, отдай». И он знает, что обязан уступить; а ведь сколько раз пытается ослушаться, прежде чем поймет, сдастся, покорится!

Чувство слабости вызывает почтение к силе…

Мы учим на собственном примере пренебрежительно относиться к тому, что слабее.

Мы пестуем, заслоняем от бед, кормим и обучаем. Ребенок получает все без забот; чем он был бы без нас, которым всем обязан?

Зная путь к успеху, мы указываем и советуем. Разви­ваем достоинства, подавляем недостатки. Направляем, поправляем, приучаем. Он — ничто, мы — все.

Мы распоряжаемся и требуем послушания.

Мы поручаем и проверяем выполнение по нашему хотению и разумению — наши дети, наша собственность — руки прочь!

… а у ребенка нет ничего своего, он должен отчиты­ваться за каждый даром полученный в личное пользование предмет.

Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть. 

Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам — единственная по-настоящему собственность и богатство — шнурок, коробок, бусинки.

Взамен за эти блага ребенок должен уступать, заслуживать хорошим поведением — выпроси или вымани, но только не требуй!

Из-за нищеты ребенка и милости материальной зависимости отношение взрослых к детям аморально.

Мы пренебрегаем ребенком, ибо он не знает, не догадывается, не предчувствует.

А быть может, мы обманываемся, видя в ребенке лишь то, что хотим видеть?

Быть может, он прячется от нас, быть может, втайне страдает?

Ребенок не солдат, не обороняет родину, хотя вместе с ней и страдает.

С его мнением нет нужды считаться, не избиратель: не заявляет, не требует, не грозит.

Слабый, маленький, бедный, зависящий — ему еще только быть гражданином.

Снисходительное ли, резкое ли, грубое ли, а все — пре­небрежение.

Сопляк, еще ребенок — будущий человек, не сегодняшний. По-настоящему он еще только будет.

Присматривать, ни на минуту не сводить глаз. Присматривать, не оставлять одного. Присматривать, не отходить ни на шаг.

Упадет, ударится, порежется, испачкается, прольет, порвет, сломает, испортит, засунет куда-нибудь, потеряет, подожжет, впустит в дом вора.

Надзирать — никаких самостоятельных начинаний — полное право контроля и критики.

Не знает, сколько и чего ему есть, сколько и когда ему пить, не знает границ своих сил. Стало быть, стоять на страже диеты, сна, отдыха.

Как долго? С какого времени? Всегда. С возрастом недо­верие к ребенку принимает иной характер, но не умень­шается, а даже возрастает.

Мы должны наставлять, направлять, приучать, подавлять, сдерживать, исправлять, предостерегать, предотвра­щать, прививать, преодолевать.

Преодолевать капризы, прихоти, упрямство.

Прививать осторожность, осмотрительность, опасения и беспокойство, умение предвидеть и даже предчувствовать.

Мы, опытные, знаем, сколько вокруг опасностей, засад, ловушек, роковых случайностей и катастроф.

Мы ему желаем добра, хотим облегчить; весь свой опыт отдаем без остатка: протяни только руку — готовое! Знаем, что вредно детям, помним, что повредило нам самим, пусть хоть он избежит этого, не узнает, не испытает.

«Помни, знай, пойми».

«Сам убедишься, сам увидишь».

Не слушает! Словно нарочно, словно назло.

Приходится следить, чтобы послушался, приходится сле­дить, чтобы выполнил.

Это ничего. Мы любим детей.

Дети, живые, шумные, интересующиеся жизнью и ее загадками, нас утомляют; их вопросы и удивление, открытия и попытки — часто с неудачным результатом — терзают. Реже мы — советчики, утешители, чаще — суровые судьи…»

Вам ничего это не напоминает?

Если Вас задели эти мысли, оставьте, пожалуйста, свое мнение в комментариях.

Понравился данный материал, поделитесь с друзьями кнопками ниже

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Советуем почитать:

4 Responses to Януш Корчак — много ли изменилось за 100 лет?

  1. Анна, спасибо за такую полезную статью! Хоть мой еще совсем маленький, но я уже себя узнала) После прочтения смотрю на своего малыша по-другому. Сколько же ошибок делают родители, пытаясь всеми силами помочь ребенку! Но, думаю, что терять бдительность и пускать все на самотек нельзя. Очень уж много сейчас печальных случаев, когда дети страдают из-за того, что взрослые не доглядели, не досмотрели((( Поэтому стараюсь своего оттаскивать от всяких ящичков, тумбочек и т.п.

  2. Очень правильные цитаты. Ребенка надо воспитывать собственным примером, больше доверять ему, и самое главное, любить.

  3. Януш Корчак, великий человек! Мало кто из сегодняшних воспитателей и учителей отдаст свою жизнь ради детей. Он мог спастись, но не сделал этого. Пошел со своими учениками до конца.
    Об этом есть в замечательной книге Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы».
    Мне лично очень помогла понять, что происходит с ребенком во время наказания или поощрения книга Е.И Николаевой «Кнут или пряник». Страшно подумать, какая пропасть между родителями и детьми. В основном по вине родителей.

  4. Трогает до глубины души. Сразу во многом узнаешь себя, своих родителей, бабушек, дедушек…. Есть много над чем подумать, что-то узнать для себя новое, что-то поменять , и поменяться самим….пока не поздно, пока еще можно что-то изменить. Мама 3-х летнего сыночка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>