Детский сад или домашнее воспитание?

Мои постоянные читатели знают, что я являюсь сторонницей посещения ребенком детского сада. Однако в последнее время все большую популярность приобретает так называемое «домашнее воспитание». Давайте сравним эти 2 альтернативы с точки зрения пользы для ребенка.

Социализация

Пожалуй, самая большая польза от посещения ребенком детского сада заключается в его социализации. В детском саду ребенок учится нормам социального поведения, получает навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми. Навыки, которые в детском саду приобретаются ребенком естественным образом в ходе игр со сверстниками (например, умение делиться, идти на компромисс, договариваться друг с другом), в условиях домашнего воспитания потребуют от родителей специальных усилий. Ведь все разнообразие ситуаций взаимодействия, доступное ребенку в детском саду, не укладывается в стандартные модели поведения в песочнице или в гостях.

Психологическая атмосфера

Помимо того, что начиная посещать детский сад, большинство детей испытывают серьезный стресс, сам психологический климат в детском саду может быть неблагоприятен для ребенка. А в связи с наблюдающейся сегодня тенденцией к увеличению числа детей в группе ребенок может испытывать существенный недостаток внимания со стороны воспитателя. Дома же ребенок растет в атмосфере любви и принятия. Он является центром семьи, на нем сосредоточено все внимание взрослых, что благотворно влияет на его развитие.

Дисциплина и режим

В детском саду ребенок учится выполнять требования и поручения, проявлять послушание и уважение к старшим, приучается к дисциплине. Дети здесь живут строго в соответствии с режимом, что, в целом, благотворно сказывается на их физическом и психическом состоянии.

Однако при этом могут не учитываться индивидуальные особенности конкретного ребенка (например, ребенок «сова» или «жаворонок», или детки, которым занятия лучше даются в первой или во второй половине дня, индивидуальные предпочтения в еде и т.п.).

Домашнее воспитание дает родителям возможность самостоятельно контролировать качество питания ребенка, санитарно-гигиенические нормы, во что одет ребенок и чем он занимается в течение всего дня. В этом случае проще учесть все индивидуальные особенности ребенка и составить комфортный именно для него график занятий. Однако позже, когда ребенок пойдет в школу, ему все-таки придется подстраиваться под общепринятые правила, и для некоторых детей это может оказаться настоящим стрессом.

Инфекционные заболевания

Как показывает статистика, ребенок, посещающий детский сад, болеет чаще домашнего малыша, особенно в первые месяцы посещения. Однако с точки зрения формирования иммунитета это может иметь положительное значение для организма. Ведь целый ряд заболеваний (таких как краснуха, свинка и др.) легче переносится и протекает с меньшим количеством осложнений в раннем возрасте. Если ребенок будет часто болеть в школе, это может иметь куда более негативные последствия, чем если бы это происходило в детском саду.

Образовательный процесс

Одна из самых распространенных причин, по которой родители отдают детей в садик (не считая случаев, когда это делается вынужденно, потому что родители должны работать и ребенка попросту не с кем оставить), — их убежденность в том, что в детском саду воспитанием и развитием ребенка будут заниматься профессионалы, тогда как у родителей якобы недостаточно необходимых знаний для того, чтобы заниматься этим самостоятельно. Однако низкая заработная плата и невысокий статус профессии воспитателя привели к тому, что сегодня в детском саду редко можно встретить действительно квалифицированного и увлеченного своим делом Воспитателя.

Никто лучше родителей не знает своего ребенка, его склонностей, интересов, особенностей восприятия и т.д. Эти знания позволяют построить процесс домашнего обучения с учетом индивидуальных характеристик ребенка, работать в том темпе, который комфортен для него, и сосредоточиться на развитии именно тех умений и навыков, которые кажутся родителям необходимыми. Так, родители могут сделать акцент на физическом или творческом развитии, заметив у ребенка склонность к тем или иным видам деятельности.

Так что же предпочесть – детский сад или воспитание дома?

Любой из этих вариантов дошкольного воспитания может оказаться подходящими для вашего ребенка при условии его осознанного выбора с учетом указанных нюансов. Возможно, лучший подход (кстати, достаточно распространенный в последнее время) – домашнее воспитание ребенка до 4-5 лет с последующим переходом в детский сад.

Если ваш выбор – домашнее воспитание, не забывайте, что оно предполагает регулярные и разнообразные систематические занятия с ребенком, а также посещение детских развивающих центров и секций дополнительного образования с целью социализации малыша и получения специальных знаний и навыков.

Если же вы решили, что ваш ребенок будет ходить в садик, в ближайшее время я расскажу вам о том, как выбрать для своего ребенка самый лучший детский сад. Следите за рассылкой!

Вы осознанно выбрали домашнее воспитание и уже можете рассказать о результатах? Или, напротив, являетесь убежденным сторонником детского сада? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Понравился данный материал, поделитесь с друзьями кнопками ниже

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Советуем почитать:

23 Responses to Детский сад или домашнее воспитание?

  1. Да, индивидуальность сейчас выходит на первое место. И её необходимо учитывать. В садике это никто делать не будет (так же как и в школе). Если ребёнок не вписывается в режим садика никоим образом, то выход — домашнее воспитание. Тогда родитель должен почти полностью посвятить себя раскрытию индивидуальности своего чада. Но, а дальше-то что? Правильно, индивидуальное обучение. И мы скоро к нему придём.
    В общем, я за садик, если у вас обычный ребёнок, и за домашнее обучение, если вы считаете, что он «необычный».

  2. На мой взгляд лучший вариант — смешанный. Ребенок должен посещать детский сад, а родители уделять внимание ребенку дома, заниматься с ним уже с учетом его индивидуальных способностей. Только в ежедневной заботе, совместном творчестве дети и родителе укрепляют ту невидимую нить взаимопонимания, поддержки, которые будут заметны только в будущем.
    К сожалению, я вижу много семей, в которых считают так «вот пусть с ним и занимаются в садике, в школе. Я и так за это плачу 5 копеек воспитателю…»
    Другие держат в изоляции детей от внешнего мира, думая при этом оградить от инфекций, пагубного влияния сверстником в место того, чтобы научить ребенка отличать добро и принимать самому решения и нести за них ответственность.
    Садик это хорошая площадка для адаптации человека к жизни, по ходу много примеров и ситуаций разбираем с ребенком дома (конфликты, дружбу), многое начинает ребенок понимать.

    • Анна Береснева

      Наталья, согласна, в воспитании детей лучше обходиться без крайностей.

  3. Я отдала ребенка в садик в 3 года. Адаптация была ооочень тяжелая. Где-то пол года она оставалась с дикими истериками в саду. Причем, когда я ее забирала — была радостная, иногда даже уходить не хотела. Потом привыкла, но начала очень часто болеть: неделю ходим, 2 — на больничном. Так мы промучились еще год. Добавлю, что еще в была дочка маленькая, еще года не было. И вот она стала болеть следом: переболеет одна, следом — другая. Для меня это был настоящий ад. Я решила старшую забрать из садика. Сейчас обе дома- на домашнем воспитании, и младшую в садик я не собираюсь отдавать.
    Какие выводы сделала для себя по садику: образование он не дает никакого. Дочь новому учится на дополнительных занятиях, которые мы посещаем, и от занятий дома. Единственное, что он ей дал — социализация. Ребенок стал гораздо общительнее. Думаю, такую социализацию она могла получить и от посещения развивающих занятий.

  4. У нас дочка 5 лет растет на домашнем обучении, но я посвящаю ей много времени. Она не детсадовская. От рождения она как рачок , дома даже кричать нельзя, сразу обижается, замыкается, ну очень восприимчивая, поэтому мы старались воспитывать в уважении, незабирать, неотнимать игрушки, советоваться. И вот к 5 годам видно ее отличие от детей, которые ходили в садик. Она уверенная в себе, не самоутверждается за счет других, не стесняется сама сходить в магазин спросить сколько стоит, на детской площадке умеет познакомиться с детьми, может отстоять свое мнение, и не пойдет совершать плохие поступки за компанию, очень творческая, артистичная девочка. Как мне кажется это благодаря домашнему воспитанию. Ей уделялось много времени, переходили много разных дет. студий, гимнастика, плавание, актерское мастерство, цирковая студия. Из всего перечисленого 99% нам не подошло из за преподавателя. Собираемя на домашнее обучении в школу.

    • Анна Береснева

      Домашнее обучение требует от родителей больших вложений времени и сил. Но, судя по Вашему рассказу, уверена, что Вы обязательно справитесь!

    • Целиком и полностью согласна, что это Ваша заслуга, что Ваша дочка такая замечательная. А если бы она ходила в сад Вам пришлось бы приложить гораздо дольше усилий, что бы добиться такого результата!

    • Вы меня, конечно, извините, но ничего необычного для нормального ребенка в поведении Вашей дочери я не увидела. Я не думаю, что не умение себя вести на детских площадках и других общественных местах, или наоборот, «забитость» — это вина детского садика. Это скорее родителей нужно винить. Меня тоже порой даже раздражают дети на площадках, но не все эти дети из детских садов. Более того, моему сыну, которому 2 года 7 месяцев, это тоже не нравиться, а он тоже ходит в садик.
      Конечно, дело Ваше. Но не оказался бы Ваш подход к обучению ребенка «медвежьей услугой». Сейчас 99% преподавателей Вам не подходит, чтобы обучать Вашу дочь. Школу Вы тоже собираетесь заканчивать дома. Отлично!!! А что Вы будете делать дальше??? Вы прячете ее от реальной жизни и чем позднее она все же с ней столкнется (а она с ней столкнется), тем болезненнее произойдет это столкновение для Вашей дочери. Вы прячете ее от реальных людей, предполагая, что они могут навредить Вашему ребенку. Конечно, любая мать хочет, чтобы ее чадо окружали только хорошие люди. Но такого не бывает. И столкнувшись с такими людьми уже во взрослой жизни, она даже не будет уметь их распознать. А это очень плохо. Вы взрослый человек и не можете этого не понимать.

    • У меня дочка тоже очень творческая личность: Она поет, рисует, танцует, планируем отдать в школу с театральной студией, так как есть все задатки для этого и она ходит в детский сад, так что дело здесь не в домашнем обучении и еще мне интересно: Ребенку не подошли 99% студий и все из-за преподователей? Как-то странно получается, а может все-же из-за дочери?

      • Конечно из — за дочери. Я не спорю. Я и хотела сказать, что дети все разные. У нас она очень восприимчивая к чужой беде, переживает по поводу слов, сказанных в ее адрес. Мы отдали ее в садик, где она пробыла максимум 4 часа в день. Ходила неделю. Ей было 3,4 года. Она стала грызть ногти, ночью плакать, и в течении дня повторять как воспитательница ругала мальчика, который уписялся, хотя сама с двух лет днем и ночью только на горшок сама ходит. Дя нее повышенный голос это уже стресс. Она привыкла жить в спокойной обстановке, а не вздрагивать от каждого крика. А по поводу разных студий . Вот ситуация пришли мы в первый день на танцы в 4 года , прозанимавшись 20 мин моя выбегает вся в слезах и говорит пошли домой, я сюда больше не прийду. Беру на руки, успокаиваю. Она расказывает, что учительница сказала, кто последний, тот сосиська. Да ее это ранило, она распереживалась. А курсы актерского мастерства, где преподавательвсе время тыкала чужую девочку, чтобы та называла ее на Вы а не на ты. Та уже растерялась и не знала как обращаться и молчала. Слава Богу, по другому не скажешь, что есть педагоги с большой буквы, которые коррректно относятся к каждому ребенку и уделяют внимание и отдают свою любовь детям. Низкий поклон им.

        • Да уж. Тяжело вашей девочке будет в дальнейшем. Уж больно она у вас восприимчивая.

        • Извините Елена,все дети это наши цветы и ангелочки,ничего не имею против вашей дочурки,но хочу Вам сказать,что вы виноваты в проблемах своей девочки-Её назвали сосиськой-любой крик её ранит и она сильно переживает,да просто ваша дочка СООВСЕМ не воспринимает КРИТИКУ.а что же с ней будет дальше??????

  5. У меня двое деток старшему сыну 5 лет, а младшей дочке 1,5 года. Сына отдали в садик когда ему было 1,10 и ни разу об этом не пожалели. Период адаптации у нас занял всего 3 месяца. Сын очень активный, общительный в садике ему нравится ( может нам просто повезло с садиком и воспитателями). Болеет ОРЗ 2 раза в год ( после отпуска и в марте) ттт. Глядя на нашу малышку было принято решение её тоже отдать в садик 1,8 года. Так что собираемся и готовимся. А домашним воспитанием будем занимся по вечерам и на выходных. Если отдавать попозже в 3-4 года то мне кажется период адаптации будет тяжее и сильнее проходить. А если не отдавать вообще в сад то будет очень трудно в школе. Это наша с мужем точка зренния.

    • Анна Береснева

      Алёна, очень хорошо, что Ваш сынишка так быстро адаптировался к детскому садику. Вероятно, это наиболее подходящий вариант для его темперамента.

    • Знаете я ходила в дс и мне все-равно было очень сложно в школе. Думаю у всех по разному.

  6. Инга, я полностью солидарна и не могла сказать бы лучше!)

  7. Рупышева Ирина

    Спасибо Вам большое за такую тему! у нас с мужем как раз идут споры по
    поводу садика: я за, он против (ребенку сейчас 1год 8мес). В идеале,
    конечно, здорово было бы водить в садик на полдня, но это малореально. А Вы
    своих деток в каком возрасте в садик отдали?

    • Анна Береснева

      Ирина, смотрите по своему ребенку. Я отдала старшего в 1.6 – он очень активный, явно выраженный холерик. Младшего буду позже отдавать – он больше флегматик.

  8. Я отдала сына в садик в 1.9. Первые несколько недель были адом. Но как только я стала оставлять ребенка в садике и на дневной сон все пришло в норму. Он с удовольствием ходит в сад. Безумно любит свою воспитательницу. Там с ними постоянно занимаются и не безрезультатно. Самое главное — у него в садике есть друзья. А дружить — тоже нужно уметь. Нужно уметь считаться с чужим мнением, нужно уметь делать что-то для другого человека, нужно уметь правильно и что-то принимать от своего друга.
    Вобщем, я за садик!

  9. Нужно заметить, что не у всех есть выбор. Но у кого он действительно есть, я считаю лучше не лениться, а заниматься ребенком, ведь сейчас столько возможностей, чем большему он научится в детстве, тем лучше ему же будет взрослым. А в садик можно отдавать на пол дня, этого вполне достаточно для социализации (так считают многие психологи), и не раньше 3-х лет когда ребенок уже умеет разговаривать и может себя элементарно обслужить. Это мое мнение.

  10. Могу сказать по поводу социализации: Я ходила в детский сад но в итоге я выросла да и в детстве была довольно замкнутым и не общительным человеком. Я очень тяжело схожусь с людьми и у меня почти нет друзей. Мой младший брат не ходил в сад. Итог: Он общительный парень и у него оченьм ного друзей так-что детсад для социализации еще не панацея.

  11. Очень интересующая меня тема. Живем у родителей в деревне. Отдала ребенка в сад по настоянию мамы и других родственников («раньше всех детей маленькими в сад сдавали. и ничего! хорошими людьми выросли.Нечего с ними сюсюкаться»,-такие доводы приводят. В полтора годика. Ходим месяц на полдня, потому что очень плачет. До сих пор колеблюсь…Считаю, что рано нам еще в садик. Но мне нужно искать работу. Нужны деньги. Ужасно нервничаю…ругаю себя за то, что отдала его туда…Хотя…может и правда привыкнет и ему там хорошо будет…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>