Возрастные особенности детей 2-3 лет

1До 5 лет все основные психические процессы у ребенка – память, внимание, мышление носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредо­точиться или специально что-то запомнить — он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запо­минает то, что само запоминается. Такова важнейшая осо­бенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок 2—3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одно­го эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, погла­живание и т. п. Такими играми изобилует народная тради­ция пестования детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заин­тересовало, и принимает что-то только от того человека, ко­торому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Для детей 2—3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приво­дит к резкому снижению эффективности обучения. Диском­форт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздра­жение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п. Педагог должен быть уверен, что малыша в данный момент ничто не беспокоит.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-лич­ностный характер. Это означает, что каждому ребенку не­обходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуаль­ный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенными так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдель­ности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали важную особенность: обу­чить ребенка может только тот взрослый, которому он дове­ряет и симпатизирует.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому; и правильному, и не­правильному.

razvivayushie-igry-2-3 (1)Сверстник еще не представляет для такого малыша осо­бого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: дру­гой ребенок исследует предмет, который интересует и меня, другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, ко­торую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, про­лил компот на скатерть и т. п.

Малыш 2—3 лет может не понимать разницы между жи­вым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так же, как он это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Раз­ницу между живым и неживым он усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-дей­ственный характер. Это означает, что познание окружающе­го мира происходит в процессе реальных предметных мани­пуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

imagesИз предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей имеет и сохраняет при благоприятных условиях инте­рес и способность видеть красоту в простом сочетании цве­товых пятен и линий, в изысканности конструкции незави­симо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный реальный предмет и может ли быть названа каким-то при­вычным словом. В этом смысле многие ребята наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве, если педагог не ставит перед собой за­дачу перевести их на стезю предметно-имитирующего твор­чества. Такие дети не столько интересуются целью своей ра­боты, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободна, поскольку не скована рамками первоначального плана создания пред­метного изображения.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 2— 3 лет:

—  им присуще наглядно-действенное мышление; их ин­теллектуальное развитие зависит от того, насколько богата ок­ружающая развивающая среда, т. е. позволяет ли она раз­нообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;

—  речь находится в стадии формирования;

—  обучение эффективно только на фоне психоэмоцио-нальнокомфортного состояния;

—  внимание, мышление, память непроизвольны.

 

Источник:  Основная общеобразовательная программа ДОУ

Понравился данный материал, поделитесь с друзьями кнопками ниже

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>